Как грамотно отбить у ребенка желание рассказывать о себе

Первое и главное: ни в коем случае сами не рассказывайте ничего о себе! Максимум, который вы можете себе позволить, – это сюсюкающие рассказы о собственном детстве. Только прошлое – никакого настоящего! Не говорить же с ним, в самом деле, о неприятностях на работе, встрече с подружкой, последнем сериале, который вы смотрели, – что он в этом понимает!

Помните, как только вы начнете вести диалог, делиться своими сомнениями, радостями, горестями, это может открыть ящик Пандоры. Он неминуемо станет и сам говорить о себе. Пример заразителен – ребенок быстро понимает: если он ничего не знает о вас, о вашей работе, времяпрепровождении, интересах, значит, речь просто об очередной родительской манипуляции. Люди так не живут, и это просто такая странная игра: расскажи мне о себе, а я о себе – ни слова!

Второе. Если ребенок стремиться рассказать что-то вам, делайте все для того, чтобы у него выработалось четкое убеждение, что он вам мешает. Никаких поблажек, помните: вы заняты важным делом, и она вас отвлекает! Всегда! А кроме того, что может быть интересного в рассказе этой малявки! Ну кто-то у кого-то отнял игрушку, у подружки новая прическа, сегодня кто-то принес какую-то новую игру….Это же, по правде сказать, очень и очень скучно!

Далее. Почаще задавайте два типа вопросов.

Первый – общий: «Как дела в школе?» Этот вопрос прекрасен тем, что он подразумевает только два варианта ответа: хорошо или плохо. Дайте ему понять, что именно этого вы от него и ждете. Отличный признак вашего продвижения к цели, если ребенок проявляет изобретательность и все-таки дает третий ответ: «Никак». Это свидетельствует о том, что он наконец начал понимать: ему ни за что не удастся вас заинтересовать.

Сделайте максимум для того, чтобы он запомнил раз и навсегда: этот вопрос относится только к учебе! Хорошо – получил пять, плохо – получил два. Это все. Ни шага в сторону! Понятия «хорошо» или «плохо» отнесенные к школе, имеют только одну коннотацию – учебную!

Второй вопрос – конкретный: «Что вы сегодня учили?» Он окончательно закрепляет понимание ребенка, что его жизнь не важна, в отличие от материала, который ему преподавали. Это сочетание гарантированно отвратит его от рассказов о себе.

И наконец, последнее. Если все-таки вы за чем-то не уследили и какой-то рассказ о его жизни настиг вас, отнеситесь к нему критически и судите его построже. Никакого диалога – только допрос! Почему ты повел себя так, а не иначе?! Зачем ты вообще полез к нему (к ней) с этим разговором (делом)? Я же тебе много раз говорил, что этого делать нельзя!… Ты что, хочешь, чтобы я запретил тебе туда ходить?… и т.д. и т.п. Такая ваша реакция постепенно научит его ограждать вас от лишней информации, а после и вовсе замолчать.

Действуйте! Наградой вам со временем станет чудесное чувственное одиночество, прерываемое время от времени лишь просьбами и приказами типа «дай денег», «не учи меня жить» и т.п. С чем, разумеется, и придется вас поздравить.

Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать»